Советы методиста по развитию коммуникативной культуры обучающихся начальной школы

Халтурина Галина Павловна
МАОУ гимназия №210 «Корифей»
Советы методиста по развитию коммуникативной культуры обучающихся начальной школы

Скачать (DOC, 34KB)

Советы методиста по развитию коммуникативной культуры обучающихся начальной школы

В понятие коммуникативная культура входит система знаний человека о речи и общении; способность говорящего с учетом всех компонентов речевой ситуации излагать свои мысли и чувства правильно, точно, уместно, выразительно, используя при этом требуемые условиями общения этикетные формулы; способность адекватно реагировать на реплики собеседника; способность самостоятельно составлять тексты, различные по жанрам, по типам, в различных стилях в зависимости от цели и содержания высказывания.  Это качество человека теснейшим образом связано с другим, не менее важным – вежливость.

Развитие коммуникативной культуры детей – задача не одного учителя, ведущего предметы, а задача, которую надо решать всему педагогическому коллективу,  так как для получения хорошего результата необходимо, прежде всего, обеспечить ребенку грамотную речевую среду (в устной и письменной форме), а учителю овладеть педагогической риторикой.

Любому виду деятельности можно научиться только, активно участвуя в процессе этой деятельности, и речевую деятельность можно освоить только в речевой практике, поэтому уроки нужно планировать таким образом, чтобы речь каждого ребенка была востребована.    Что включает в себя понятие «речевая деятельность?» – это и аудирование (слушание),  и говорение, и чтение, и письмо.

Решая данную проблему, нужно обеспечивать условия развития речи:

  1. Развитие физиологических механизмов речи (речевая гимнастика на каждом уроке)

Первоклассники с удовольствием выполняют такие упражнения как «надувание шарика» при изучении звуков на уроках обучения грамоте.  «Цоканье лошади», «стук колес», «вой вьюги»  помогут на уроках ознакомления с окружающим миром. На уроках математики  речевая гимнастика: «произнеси шепотом, но отчетливо» математический термин.

  1. Потребность общения, выражения своих мыслей

Эту проблему можно решать через создание проблемных ситуаций, например, на уроке математики составить свою задачу по рисунку, преобразовать текст, самим задать вопросы к тексту.  Эту работу лучше выполнять сначала в паре, тогда каждый ребенок сможет выступить в роли слушателя и говорящего.

  1. Наличие грамотной речевой среды, питающей речь ребенка языковыми средствами

Здесь большую роль играет коммуникативная культура самого учителя, окружающих первоклассников сверстников и взрослых. Через имитацию учитель может легко сформировать у ребенка навыки коммуникативной культуры, выступая как образец. Ребенок непроизвольно подражает любым проявлениям не только красивым и достойным. Чем выше наличие грамотной речевой среды, тем лучше условия для развития речи первоклассников. Учителям нужно создать в классе доброжелательную

обстановку, в которой дети чувствуют себя свободно, раскованно, спокойно, а учитель становится уважительным собеседником в диалоге, направляющем ребенка в нужное русло, но не навязывающий свои мысли и волю.

  1. Наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи;

Нужно уйти от мелких, дробных вопросов учителя, требующих ответа в одно слово (да, правильно, нет), заданий и вопросов, требующих от учеников лишь репродуктивных действий (прочитайте, спишите).  Чтобы подвести итог урока желательно формулировать вопросы так: «Какую цель мы ставили?», «Чему учились?», «Что самое главное вы вынесли из этого урока?», «О чем бы вы хотели рассказать дома?».

  1. Овладение теоретическими знаниями не только о языке, но и речи, общении, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи.

Нужно стараться вызвать у детей интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, потребность  к постоянному ее совершенствованию.  Обучающиеся  должны  познакомиться с особенностями устной речи такими как темп, громкость, тембр, учиться оценивать эти стороны устной речи в различных ситуациях общения.

Систему работы с обучающимися начальной школы желательно обеспечить по четырем основным направлениям развития речи:

  • овладение языковыми нормами: нормами литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетания, предложения, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;
  • обогащение и активизация словаря и грамматического строя речи ученика;
  • формирование умений и навыков связанного изложения мыслей, построения текста (в устной и письменной форме; диалогической и монологической);
  • особое направление – развитие речевого этикета.

«Премудрости» общения обучающиеся легче постигают в игре, в привычной для них деятельности, где они чувствуют себя раскованнее, свободнее, естественнее, поэтому  игру в начальной школе следует  включать  в образовательный процесс активнее.

Учителя в целом ряде игровых ситуаций могут организовать своё общение с детьми так, чтобы они воспринимали его как равного себе: подчиняться тем же правилам, что и дети, исполнять те же роли.  В таких ситуациях взрослый  старается не подчеркивать ошибок детей, не направлять их деятельность, предоставляя им самостоятельность.  Равноправное партнерство создает условия для развития тех сторон личности ребенка, которые формируются только в общении со сверстниками.  В таких ситуациях дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнера, вырабатывать программу совместных действий, учатся лучше понимать другого.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что главное желание ребенка младшего школьного возраста – желание «быть хорошим».  Поэтому, воспитывая ребенка,  нужно стараться формировать у него отношение к себе с опорой на эту замечательную черту детской личности, на эту столь естественную потребность. Публичные замечания, громкие отрицательные оценки поступков и качеств ребенка очень ранят его, создают эмоциональный барьер для осуществления педагогических воздействий.  Доброта, понимание ребенка учителем достигают большего успеха, чем резкое, категорическое указание.

Итак, развитие коммуникативной культуры обучающихся начальной школы – это не только выполнение специальных упражнений, а принцип педагогической деятельности, где учебная деятельность выполняется не «коллективным субъектом», а на основе различных видов общения: учитель – ученики, ученик – ученик, и т.д.